Безопасность детей

На этой странице

Направления работы

  • С детьми. Формирование у детей представлений об опасных и вредных факторах, чрезвычайных ситуациях и воспитание навыков адекватного поведения в различных неординарных ситуациях
  • С сотрудниками. Изучение нормативно-правовых документов, локальных актов, приказов по учреждению, инструкций по технике безопасности, должностных инструкций и обеспечение контроля за исполнением данных инструкций
  • С родителями. Консультации, родительские собрания, проектная деятельность в соответствии с программой по ОБЖ

Главной целью охраны жизни и здоровья детей в детском саду является создание и обеспечение здоровых и безопасных условий, сохранение жизни и здоровья воспитанников в процессе воспитания и организованного отдыха

Коллектив ДОУ обеспечивает безопасность детей с учётом современных требований и строит свою работу на основе законодательных и инструктивно-директивных документов по разделам:

  • охрана жизни и здоровья детей
  • противопожарная и техногенная безопасность
  • предупреждение дорожно-транспортного травматизма
  • обеспечение безопасности и усиление бдительности при угрозе террористических актов

Основные задачи

  • Изучение и реализация основных направлений законодательства РФ по вопросам безопасности, разработка и внедрение нормативно-правовых, методических и иных локальных актов, инструкций по формированию безопасного образовательного пространства
  • Наращивание опыта межведомственного, комплексного и многоуровневого подходов при формировании безопасного образовательного пространства
  • Аттестация образовательного учреждения по созданию медико-социальных, организационно-технических условий, обеспечивающих безопасность и сохранение здоровья всех участников воспитательно-образовательного процесса
  • Обеспечение выполнения сотрудниками и воспитанниками ДОУ требований законодательных и других нормативно-правовых актов, регламентирующих создание здоровых и безопасных условий воспитания
  • Выполнение правил пожарной безопасности и соблюдение противопожарного режима
  • Формирование у воспитанников и сотрудников устойчивых навыков безопасного поведения при возникновении чрезвычайных ситуаций
  • Оснащение образовательного учреждения противопожарным и охранным оборудованием, средствами защиты и пожаротушения
  • Обеспечение безопасной эксплуатации здания, оборудования и технических средств обучения

Законодательная база по охране жизни и здоровья детей

Материалы для работы с детьми

  1. Авдеева Н.Н., Князева О.Л., Стеркина Р.Б. Ребёнок на улице города: Учебное пособие по ОБЖ — М., 1998 Рекомендовано Министерством общего и профессионального образования РФ
  2. Основы безопасности жизнедеятельности детей дошкольного возраста. Планирование работы, беседы. Игры — СПб.: Детство-пресс, 2010
  3. Программа  обучения детей дошкольного возраста правилам дорожного движения Уроки светофора», Л.В. Горохова, Р.М. Литвинова, Т.В. Соловьева, «Массинформ», 1993г

Обеспечение безопасности детей

  1. Вход в детский сад осуществляется строго в соответствии с групповыми списками
  2. Запрещается вход в детский сад посторонних лиц, не имеющих отношения к воспитанникам и сотрудникам учреждения
  3. Запрещается отдавать детей незнакомым лицам и лицам до 18 лет
  4. Необходимо требовать от родителей личной передачи ребёнка воспитателю с рук на руки, не допускать передачу ребёнка воспитателю соседней группы, другому сотруднику, вахтёру, сторожу и пр.

Для обеспечения безопасности детей в саду имеются:

  • металлические двери
  • тревожная кнопка
  • система пожарной сигнализации
  • план эвакуации детей
  • видеонаблюдение

В детском саду делается особый упор на соблюдение требований безопасности. Со стороны методической службы проводится работа с педагогическим коллективом по обучению детей дошкольного возраста правилам безопасности:

  • семинары
  • вопросы рассматриваются на педагогических советах
  • создана соответствующая развивающая среда
  • разработано перспективное планирование по обучению дошкольников правилам безопасности
  • ежегодно проводятся месячники пожарной безопасности
  • ежеквартально проводятся тренировочные эвакуации воспитанников и персонала детского сада на случай возникновения пожара

Мероприятия по профилактике детского травматизма

 В ДОУ четко выполняются требования безопасности к оснащению территории детского сада:

оборудование, расположенное на территории (малые формы, физкультурные пособия и др.) дважды в год в обязательном порядке (при необходимости – чаще) осматриваются на предмет нахождения их в исправном состоянии с обязательным составлением актов проверки. Кроме того, воспитатели и администрация нашего детского сада ежедневно ведут проверку состояния мебели и оборудования групп и прогулочных площадок: они должны быть  без острых углов, гвоздей, шероховатостей, выступающих болтов, вся мебель в группах и оборудование на участках должны быть закреплены;

игровые горки, лесенки должны быть устойчивы и иметь прочные рейки, перила, соответствовать возрасту детей и санитарным нормам.

В весенне-осенний период проводятся мероприятия по устранению перед началом прогулки стоялых вод после дождя; уборке мусора; проведению декоративной обрезки кустарников.

 В зимний период проводятся мероприятия по очистке перед началом прогулки от снега и сосулек крыш всех построек, дорожек, детских площадок от снега и льда, посыпанию песком.

 Воспитателями ДОУ в целях профилактики травматизма ведется контроль и страховка во время скатывания детей с горки, лазания, спрыгивания с возвышенностей, проводится проверка выносного материала.

 Воспитатели совместно с музыкальным руководителем организуют праздники, развлечения. Все эти мероприятия проводятся только после тщательного осмотра места проведения и используемого оборудования.

 Инвентарь и игровое оборудование также должны соответствовать требованиям безопасности: детский инвентарь и игровое оборудование должно находиться в исправном состоянии, позволяющим  соразмерять двигательную нагрузку в соответствии с сезоном года, возрастом детей.

Предупреждение детского травматизма в ДОУ

      Администрация дошкольного учреждения  создает  травмо-безопасную среду в дошкольном учреждении и обеспечить постоянный жесткий контроль за охраной жизни и здоровья детей, а также за строгим соблюдением требований техники безопасности.  

      Педагогическому персоналу следует быть предельно внимательным к детям, не оставлять их одних! Во время завтрака, обеда, полдника и ужина предупреждать возможные ожоги горячей пищей. Следить, чтобы дети во время приема пищи правильно пользовались ножом и вилкой, другими предметами.  

Всегда надо помнить, что в работе с детьми первостепенное значение имеют личность педагога, его пример для окружающих, а также характер общения с другими воспитателями.  

Обслуживающему персоналу запрещается:  оставлять в приемных и групповых комнатах, санитарных узлах ведра с горячей водой, дезинфицирующие растворы, химические моющие средства, а также инвентарь, предназначенный для уборки (тряпки, щетки и т. д.).

Медицинский работник должен проводить беседы с родителями, с педагогическим и техническим персоналом о профилактике травматизма, чаще напоминать о необходимости хранить спички, лекарства, режущие и прочие опасные предметы в местах, не доступных детям, систематически проверять содержание аптечек. Строго следить за тем, чтобы дети не приносили домой и в детский сад подобранные на улице или полученные от других детей различные опасные предметы. Особого внимания требуют электрифицированные игрушки и игры.  

      Медицинский работник должен вести четкий учет и анализ всех частных случаев и травм у детей данной организации в специальном журнале. Необходимо доводить до сведения коллектива дошкольной организации все случаи повреждения у детей, требуя обсуждения причин и обстоятельств получения травмы для дальнейшего устранения и исключения повторных случаев подобных травм.  

Работа детского сада с семьей

   Работа по снижению детского травматизма не будет полноценной и эффективной без активной помощи родителей. В семье ребенок делает первые шаги, в семье приобретаются первые навыки и умения, формируются привычки.  

      Проводя работу с родителями, необходимо помочь им осознать всю важность и значение их непосредственного участия в охране здоровья своего ребенка, личной и социальной ответственности за него. Важно убедить родителей в том, что они могут обучить детей избегать опасных ситуаций, влекущих за собой получение травмы. Нужно построить работу так, чтобы родители задумались над этой проблемой и поняли, что опасные ситуации встречаются довольно часто и не исключена возможность травмы у собственного ребенка.  

      Не следует диктовать родителям, как им поступать, и декларировать известные истины. Необходимо доходчиво разъяснять те факты, которые лежат в основе поведения, у истоков детских травм, убедить в том, что многое можно предотвратить.  

Нужны знания о психологических особенностях и физиологических возможностях ребенка на всех возрастных ступенях дошкольного возраста, которые являются предпосылками поведения ребенка в окружающем мире, но при этом необходимо учитывать и местные условия.  

Таким образом, работа с родителями должна строиться с учетом возраста детей и ориентироваться на конкретную аудиторию, а не вообще на родителей.  

      Прежде всего, необходимо определить учебно-воспитательные задачи.

Главными из них являются:  

  • расширение знаний родителей о психофизиологических особенностях ребенка данного возраста, его поведения в окружающей среде;  
  • воспитание чувства ответственности, наблюдательности, внимания, предусмотрительности, осторожного обращения с ребенком;  
  • формирование представлений о наиболее частых, типичных ситуациях в жизни детей данного возраста; какие и когда возможны повреждения;  
  • обучение необходимым приемам оказания первой помощи пострадавшему ребенку;  
  • чем и как заниматься с ребенком дома.  

Тема детского травматизма – деликатная. Чтобы ее раскрыть, необходим особый подход, хороший иллюстративный конкретный материал, отработанная методика преподнесения информации.  

      Знакомя родителей с общими педагогическими и медицинскими требованиями, необходимо учитывать специфику той или иной семьи, каждого ребенка, но при этом могут возникнуть такие вопросы, обсуждение которых следует проводить не при широкой аудитории, на общем собрании, а в индивидуальной беседе.  

Необходимо систематически проводить с родителями беседы о возможных случаях травматизма в помещениях, на улице, у реки, об опасности игры с огнем, о правилах поведения на дорожно-транспортных магистралях. Нужно объяснить родителям, какие последствия влекут за собой падения с высоты, отравления, серьезные ранения, ожоги, избегая в беседе сугубо медицинских терминов.  

      Многие родители приводят пострадавших детей к хирургу после того, как сами лечили повреждения (ушибы, ожоги, укусы, ссадины), а некоторые совсем не обращаются за медицинской помощью, обходясь домашними средствами. В таких случаях необходимо информировать родителей о правильном оказании первой помощи при повреждениях, указать, когда необходимы прививки от столбняка, и дать другие рекомендации.  

      Предлагая родителям рекомендации, чем и как заниматься с ребенком дома, обязательно нужно обратить внимание на то, что у ребенка-дошкольника мышление образное. Ему недостаточно одного объяснения, так как у детей нет необходимого опыта, и они не представляют себе в полной мере последствия своих поступков. Детям нужен наглядный материал, показ. Рисовать профессионально не обязательно, достаточно просто изобразить опасную ситуацию и прокомментировать ее, а затем вместе с ребенком сделать правильный вывод. Дошкольники с удовольствием раскрашивают контурные копии, объясняя при этом содержание сюжета своим младшим братьям и сестрам. Можно постепенно приучить ребенка быть внимательным, аккуратным, отучить от дурных привычек (грызть ногти, карандаши, ручки и т. д.), обучить правильному обращению с бытовыми приборами, ножом и многими другими полезными вещами, которые при неправильном использовании могут стать чрезвычайно опасными.  

      Беседуя с родителями, желательно использовать диапозитивы с изображением типичных опасных ситуаций.  

Не следует перегружать аудиторию информацией, надо использовать лишь ту, которая делает материал интересным, привлекающим вниманием, а главное – убедительным и запоминающимся. 

Перед началом летнего сезона воспитатель или медицинский работник проводит с родителями и детьми беседы на данную тему, дает советы, как научить ребят отличать полезные для здоровья человека растения от вредных, съедобные грибы от несъедобных. Кроме того, надо объяснить детям, что необходимо быть предельно внимательными при общении с живыми объектами природы, так как возможны укусы насекомых, змей.  

Необходимо особо предостеречь родителей от предоставления детям излишней самостоятельности при купании в водоемах, катании с ледяных горок на санках, прогулках в лес без присмотра старших.  

Сайт использует сервис веб-аналитики Яндекс Метрика с помощью технологии «cookie». Это позволяет нам анализировать взаимодействие посетителей с сайтом и делать его лучше. Продолжая пользоваться сайтом, вы соглашаетесь с использованием файлов cookie